platieshop2013good.ru
Главная Б.у педикюрное кресло

Платные услуги детского кардиолога в спб

Лечится ли фиброаденома молочной железы настойкой боровой матки


Читать дальше

Как долго принимать детралекс при геморрое

Лечение плоскостопия у взрослых в киеве


Читать дальше

Если в пределах верхних границ сердечная мышца можно ли говорить о гипертрофии


учащенное сердцебиение шум в ушах

4. Возрастные особенности системы кровообращения: морфо-функциональные, физиологические, особенности проводниковой системы, механизмов регуляции.

План лекции

1.Актуальность темы

2.Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы

3.Классификация врожденных пороков сердца

4.Методы исследования сердечно-сосудистой системы

5. Клинические признаки поражения сердечно-сосудистой системы у детей

6.Уход за детьми с поражением сердечно-сосудистой системы.

Актуальность

Знание анатомо-физиологических особенностей сердечно-сосудистой системы у детей, правильное представление о времени перестроек аппарата кровообращения, рациональное применение данной информации существенно влияют на точность диагноза, а, следовательно, и на лечение и конечный результат. Организация правильного ухода за детьми с поражением сердца и сосудов является одной из важных составных частей комплексной терапии. Врач любой специальности должен уметь оказывать первую помощь при острой сосудистой или сердечной недостаточности.

Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы

Закладка сердца и сосудов происходит в конце 2-й недели эмбриональногоразвития из мезодермального слоя трофобласта зародыша. Уже с конца 3-й недели из двух эндокардиальных трубок образуется единственная двухслойная сердечная трубка (трубчатое сердце), из внутреннего слоя которой формируется эндокард, а из внешней – миокард и эпикард. К середине 4-й недели сердце становится двухкамерным (предсердная и желудочковые части). Распределение сердца на правую и левую половины начинается с 3-й недели гестации. В предсердии образуется первичная перегородка, в задней части которой есть овальное отверстие.

Межжелудочковая перепонка формируется на 5-й неделе внутриутробного развития из эндокарда и миокарда в направлении от верхушки сердца к общему предсердно-желудочковому отверстию. В это же время происходит формирование третьей перепонки, которая разъединяет предсердие и венозный синус.

В конце 7-8-й недели становится четырехкамерным, тогда же образуется общий артериальный ствол, который в дальнейшем разделяется на аорту и главный ствол легочной артерии, соединенные артериальным проливом. Клапаны формируются как дупликатура эндокарда после образования перегородок сердца.

Структурное оформление сердца и магистральных сосудов завершается на 7-8 неделю развития эмбриона. Примитивное сердце начинает образовываться на 22-й день гестации, еще к образованию четырехкамерного сердца.

В первые недели эмбриогенеза начинает формироваться проводящая система сердца: синусо – предсердный узел (Киса – Флека), предсердн0 – желудочковый узел (Ашоффа - Тавари), пучок Гиса и волокна Пуркинье. В эмбриональном периоде наблюдаются еще и «дополнительные» волокна, которые в 0,2 % случаев сохраняются в новорожденных. Это волокна Кента (между передсердиями и желудочками), пучок Джеймса (соединяет предсердие с общей ножкой атриовентрикулярного узла), пучок Махайма – между атриовентрикулярным узлом и миокардом желудочков.

Врожденные аномалии сердца и сосудов

Первый триместр беременности является «критическим», поскольку в этот период происходит закладывание важнейших органов человека (органогенез). Нарушение нормального процесса эмбриогенеза сердца приводит к прирожденным изъянам сердца и сосудов. Согласно статистических данных ВООЗ распространения врожденных пороков сердца (ВПС) составляет 0,8-1 % среди всех новорожденных младенцев и 30 % от числа врожденных пороков развития. От ВПС умирает 5 – 6 детей на 100 тыс. населения.

При ВПС с тяжелым нарушением гемодинамики 50 – 90 % младенцев без хирургической коррекции умирают до 1 года, из них в первые 6 месяцев – до 80 %.

Причиной развития врожденных пороков сердца и сосудов является влияние во время их закладки и развития факторов, которые имеют тератогенное действие. Считают, что 8 % сердечных аномалий предопределенно генетическими факторами, 2% - внешними агентами: внутриутробные инфекции (краснуха, цитомегаловирусная, герпетическая, Коксаки – инфекции); химические вещества (алкоголь, лекарственные препараты – витамин А, снотворные, противоконвульсивные, антагонисты фоллиевой кислоты); ионизирующее излучение.

Классификация врожденных пороков сердца и сосудов

1. Аномалии расположения (в результате неправильной закладки сердца) – эктопии

а) шейная – сердце в участке шеи, на месте первичной закладки;

б) торакальная – сердце на передней поверхности грудной клетки, не прикрытое или частично прикрыто кожей или перикардом;

в) абдоминальная – сердце смещено в брюшную полость через отверстие в диафрагме.

В случае нарушения вращения сердца вокруг фронтальной оси возможно правостороннее размещение сердца-декстракардия.

2. Общий (единственный) желудочек (при отсутствии межжелудочковой перепонки) с образованием 3-х камерного сердца; составляет 1 – 3 % всех случаев, у мальчиков в 2 – 4 раза чаще.

3. Общий артериальный ствол (не проходит деление на аорту и легочную артерию ранспозиция больших сосудов, тетрада Фалло, пульмональный и аортальный стенозы) составляет 2 – 3 % всех врожденных пороков сердца.

4. Нарушение формирования кардиальных перегородок:

Дефект межжелудочковой перепонки (при неполном ее заращении); составляет 15 – 31 % всех случаев.

Дефект межпредсердной перепонки (при незаращении овального отверстия); составляет до 20 % всех врожденных пороков сердца.

5. Открыт артериальный (боталова) проток; составляет 6.1 – 10,8 % всех врожденных пороков сердца.

Особенности кровообращения плода

 

Кровообращение плода имеет много особенностей:

· Насыщение крови кислородом происходит в плаценте (плацентарный тип питания), который устанавливается с конца 2-го мес.

внутриутробного периода;

· к тканям плода поступает смешанная кровь (венозная и артериальная);

· наличие эмбриональных путей кровообращения (венозный и артериальный протоки, овальное отверстие и др.);

· в плода не функционирует малый круг кровообращения

В правое предсердие поступает смешанная кровь. Насыщенная кислородом кровь поступает по пупочной вене. К плаценте кровь возвращается через пупочные артерии. Все органы (кроме печени) получают смешанную кровь.

Особенности кровообращения у новорожденного

После рождения происходит переход к легочному газообмену. Начинает функционировать малый круг кровообращения, существенно повышается давление в аорте. Изменения в малом и большом кругах кровообращения вызывают закрытие право-левых шунтов (овального отверстия и артериального протока). Облитерация артериального протока заканчивается на 6-8 неделе.

В некоторых новорожденных не происходит закрытие и облитерации эмбрионных путей кровообращения. Это вызывает формирование врожденных пороков сердца и сосудов (откритый артериальный проток, дефект межпредсердной перегородки и др.). После рождения перестают функционировать фетальные структуры (пупочная вена, венозный проток и две пупочные артерии), которые обеспечивали плацентное кровообращение.

Особенности сердца и сосудов у детей раннего возраста

У детей раннего возраста относительно большая масса сердца, поперечное его расположение. Сердце занимает значительный объем грудной клетки, высшее лежащее положение, что связано с высоким стоянием диафрагмы. С возрастом сердце приобретает вертикальное положение. В то же время происходит небольшой поворот сердца влево. Масса сердца у детей относительно больше ( в новорожденного составляет 0,8 % массы тела, во взрослого – 0,4 %). До 1 года масса сердца удваивается, до 2-3 лет – утраивается и до 15-16 лет увеличивается в 10 раз.

В новорожденных и детей первых двух годов жизни верхушечный толчок пальпируется в четвертом мижреберье на 1-2 см наружу от срединно-ключичной линии, в возрасте 7-12 лет – в пятом мижреберьена 0,5 см в середину от срединно-ключичной линии.

Особенности формы сердца обусловлены не только его положением, но и соотношением размеров передсердий и желудочков. Сердце новорожденного имеет относительно большие предсердие и недостаточно развитые желудочки. Толщина стенок правого и левого желудочков в новорожденных одинакова (1:1). На конец 1 года преобладает толщина стенки левого желудочка (1:1,5), в 5 лет – 1:2,5, а в 14 лет – 1:2,76.

В новорожденных ударный объем сердца составляет 2,5-3 мл, в год – 10,5 мл, в 14-15 лет – 59 мл, у взрослых – 60-80 мл. Частота сокращений сердца в новорожденных составляет 140-160 за хв, в год – 120-125 за хв, в 5 лет – 100 за хв, в 10 лет – 80-85 за хв, в возрасте свыше 12 лет – 70-75 за хв. Величина артериальногодавления у детей ниже, чем у взрослых. При рождении у ребенка максимальное артериальное давление составляет 76 мм рт. ст. и увеличивается каждый месяц на 2 мм рт. ст. В конце первого года жизни максимальное артериальное давление составляет 90 мм рт. ст. и растет ежегодно на 2 мм рт. ст. Величина минимального артериального давления составляет 1/2-2/3 от максимального.

С возрастом у ребенка изменяются внутренняя структура сердца и гемодинамика. Миокард в новорожденных хранит эмбрионное строение и являет собой недифференцированный симпласт с богатой васкуляризацией. Мышечные волокна тонкие, миофибриллы плохо развитые и содержат большое количество ядер. Соединительная ткань развитая недостаточно, эластичных элементов практически нет.

С возрастом появляется соединительная ткань, мускульные волокна утолщаются и к началу периода полового созревания развитие миокарда заканчивается. Эластичные элементы появляются лишь в 7-летнем возрасте. Миокард желудочков состоит из 3-х слоев мышечных волокон: внешний и внутренний слои имеют спиралевидное направление, средний слой состоит из циркулярно расположенных мышечных волокон. Преобладание левого желудочка над правым менее выражено. Миокард передсердийболее тонкий, чем желудочков, состоит из 2 -х слоев мышечных волокон, циркуляторного и продольного. Створки клапанов сформированы недостаточно, капиллярные (сосковые) мышцы недоразвитые, сухожильные нити капиллярных мышц в 2 раза короче, чем у взрослых. В субэпикардиальном слое мало жировой ткани, ее количество заметно растет после 7 годов.

В раннем возрасте неполно сформированы нервные узлы и недостаточно развитая проводящая система.

Кровеносные сосуды в новорожденных тонкостенные, с недостаточно развитыми мышечными и эластичными волокнами. Просвет артерий и вен приблизительно одинаков (1:1). Хорошо выражена капиллярная сетка. Чем меньший ребенок, тем большая васкуляризация сердечной мышцы. Развитие сосудов преимущественно завершается до 12-13 годов.

Нервная регуляция осуществляется периферическими нервными рецепторами, центрами вытянутого мозга, корой полушарий. В новорожденных и детей раннего возраста центральная регуляция сердечно-сосудистой системы происходит по большей части через симпатичный и меньшей мерой – через блуждающий нерв. Поэтому характерной для этого возрастного периода есть физиологичная тахикардия, дыхательная аритмия. При аускультации выслушиваются акцент ІІ тона над легочной артерией, функциональные шумы.

Артериальное давление у детей относительно низкое.

Особенности сердечно-сосудистой системы детей периода полового созревания

В пубертатном периоде масса сердца увеличивается в 2 раза за счет увеличения объема мышечных волокон. Почти вдвое увеличивается объем сердца (в основном за счет желудочков). Увеличение минутного объема (ХО), вызванное увеличением ударного объема (УО).

Более быстрое увеличение объема сердца, чем просвета сосудов, вызывает изменения показателей гемодинамики и данных аускультации. Под воздействием половых гормонов на центральную нервную систему изменяется регулировочное влияние коры полушарий на подкорковые центры и вегетативную нервную систему, которая приводит к развитию вегетативной дистонии. У подростков достаточно часто обнаруживают лабильность артериального давления, ускорение пульса, раздвоения ІІ тона над легочной артерией, мягкий систолический шум над верхушкой и легочной артерией.

В период полового созревания иногда дети жалуются на усталость, сердцебиение, одышку, ощущение сжатия в груди, потливость. Все эти явления имеют функциональное происхождение и связаны в основном нейроендокринним влиянием на сердце и сосуды и исчезают бесследно. Однако при наличии таких жалоб у подростка его нужно всесторонне обследовать с целью исключения патологии сердечно-сосудистой системы.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Исследование сердечно-сосудистой системы включает: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию.

Проводится общий осмотр: оценивается общее состояние ребенка, его положение в постели, реакция на окружающее, физическое и нервно-психическое развитие ребенка; состояние кожи и слизистых оболочек, выражение лица, состояние поверхностных сосудов (пульсация, выпячивание), осматриваются конечные фаланги, грудная клетка и эпигастральный участок, оценивается сердечный и верхушечные толчки, подкожные сосуды, наличие пульсации в надбрюшной области, выраженность венозных сосудов, венозного рисунка на передней брюшной стенке.

Пальпация включает: пальпацию грудной клетки, оценку верхушечного толчка, пальпацию эпигастрального участка, выявления отеков, исследования свойств пульса, капиллярного пульса.

Перкуссия позволяет определить границы относительной и абсолютной сердечной тупости, измерять поперечник сердца.

Аускультация в основных точках выслушивания дает возможность оценить функциональное состояние сердца и крупных сосудов.

 

 

Другие обследования: измерение артериального давления, проведения функциональных проб (Штанге, Шалкова, ортостастатичная).

Пальпация верхушечного толчка осуществляется следующим образом: туловище ребенка следует наклонить немного вперед, ладонь правой руки положить на область сердца так, чтобы основа ладони находилась на левом крае груднины, пальцы нужно расположить вдоль мижреберья в направлении аксилярного участка, потом конечные фаланги правой руки переместить по межреберьях к середине, определяя локализацию максимального толчка. Указать межреберье, в котором локализуется верхушечный толчок и его положение относительно топографической линии на грудной клетке. Оценить площадь верхушечного толчка. Определение высоты или величины верхушечного толчка проводится за амплитудой колебаний междуреберных промежутков. Сила верхушечного толчка исследуется путем оценки давления, которое наносит верхушка сердца на пальпирующие пальцы.

Исследование пульса

Одновременно обеими руками нужно обхватить обе руки ребенка в участке луче-запястного сустава таким образом, чтобы большой палец находился на тыльной поверхности предплечья, а указательный, средний и безымянный – на лучевой артерии. Пульс на правой руке необходимо исследовать левой рукой, на левой – правой. Кончиками трех пальцев, которые находятся на артерии, нужно прижать последнюю к лучевой кости.

Оценить синхронность пульса необходимо сравнивая величину и частоту пульсовых волн на обеих лучевых артериях. При одинаковых свойствах пульса на обеих руках исследования продолжается на одной руке.

Подсчитывается частота пульса за 1 минуту. Ритм пульса определяется за равномерностью чередования пульсовых толчков. Напряжение пульса исследуется за той силой, которую необходимо приложить, чтобы сжать артерию к исчезновению пульса. Наполнение пульса определяется двумя пальцами правой руки. Проксимально размещенным пальцем следует сжать артерию к исчезновению пульса, после чего давление прекращается и дистально размещенным пальцем определяется наполнение артерии кровью. Вывод о величине пульса нужно делать на основе наполнения и напряжения. Результаты исследования частоты пульса фиксируют в температурном листке.

Частота сердечных сокращений за 1 минуту в зависимости от возраста

 

Возраст ребенка

Средняя частота сердечных сокращений

новорожденный

140-160

6 месяцев

130-135

1 год

120-125

2 года

110-115

3-4 года

105-110

5 лет

100-105

6-8 лет

90-95

9-11 лет

80-85

12 лет и старше

70-75

 

Определение наличия капиллярного пульса: берется рука ребенка тыльной поверхностью кверху, врач легко нажимает на кончик ногтя ребенка так, чтобы посредине него (ногтя) появилось бледное пятно. При наличии капиллярного пульса это пятно пульсирует.

 

Определение относительных границ сердечной тупости

 

Перкуссию проводят за общепринятыми правилами в положении ребенка стоя, а затем лежа; дети раннего возраста лежат в постели или сидят на руках у матери. Исследуют: границы относительной и абсолютной сердечной тупости, измеряется поперечник сердца. Перкусию сердца следует проводить в вертикальном и горизонтальном положениях ребенка. У детей раннего возраста и в тяжелобольных перкуссию нужно выполнять только в горизонтальном положении. Размеры и конфигурацию сердца у детей определяют с помощью непосредственной перкуссии. Посредственную перкуссию применяют только у подростков и у детей со значительным развитием мышц и подкожной клетчатки. При определении относительных пределов сердца проводят тихую перкуссию, абсолютных границ – самую тихую. Перкуссию следует проводить вдоль межреберьев в направлении от ясного легочного звука к притупленному (при определении относительных границ сердца) или тупому (при определении абсолютных границ сердца). Палец-плессиметр кладут строго параллельно к границе сердца, которую исследуют.

Относительную границу сердца определяют по внешнему краю пальца (прилегающего к более ясному звуку), абсолютную – по внутреннему (прилегающего к тупому звуку). Перкуссию проводят в такой последовательности: правая, левая, верхняя.

Определение правой границы относительной сердечной тупости. Сначала нужно оценить высоту стояния диафрагмы: для этого средний или указательный палец-плессиметр размещают в ІІІ межреберье на правой середнеключичной линии параллельно к ребрам и перемещают его сверху вниз по этой линии, перкутируя к определению тупого звука (верхняя граница печени) .После этого перемещают палец-плессиметр на одно ребро выше и кладут его параллельно к правой границе сердца, перемещая в направлении сердца. Наносят перкуторные удары средней силы, пока не изменится ясный звук на притупленный. Отметку делают по внешнему краю пальца - плессиметра.

Определение левой границы относительной сердечной тупости. Пальпаторно находят верхушечный толчок, который совпадает с левой границей относительной тупости сердца. Если верхушечный толчок не удалось найти, то левую относительную границу сердца следует определять в IV межреберье для детей до 2-х годов или в V межреберье для детей старших 2-х годов. Определение левой относительной границы следует начинать от средней подмышечной линии. Палец-плессиметр находится в межреберье, в котором найден верхушечный толчок, параллельно к границе левой относительной тупости.

 

Перкуторный удар нужно наносить в передне-заднем направлении при вертикальном положении ребенка (ортосагитальная перкуссия). Постепенно палец-плессиметр нужно перемещать по IV или V межреберьях, в зависимости от возраста, к появлению укороченного звука, отметку ставить по внешнему краю пальца-плессиметра.

Определение верхней границы относительной сердечной тупости. Верхняя граница относительной сердечной тупости определяется по среднеключичной линии (у детей раннего возраста) или по парастернальной линии (у детей старшего возраста). Палец-плессиметр размещают на соответствующей линии в зависимости от возраста в ІІ межреберье параллельно к ребрам. После этого перемещают палец-плессиметр сверху вниз (в направлении сердца). При этом исследовании используют тихую перкуссию. При появлении укороченного звука отмечают верхнюю относительную границу сердца по верхнему краю пальца-плессиметра

Определение абсолютных границ сердца

Определение правой границы абсолютной сердечной тупости.

От правой границы относительной сердечной тупости продолжают перкутировать самой тихой перкусией к появлению тупого звука. Отметку поставить по внутреннему краю пальца-плессиметра (правая граница абсолютной сердечной тупости).

Определение левой границы абсолютной сердечной тупости

 

Для определения левой границы абсолютной тупости сердца продолжить перкуссию от левой границы относительной сердечной тупости по тому же межреберью, применив самую тихую перкуссию к появлению тупого звука.

Отметку ставить по внутреннему краю пальца-плессиметра.

Определение верхней границы абсолютной сердечной тупости:

 

Верхнюю границу абсолютной сердечной тупости определяют, перкутируя самой тихой перкуссией от верхней границы относительной тупости сердца сверху вниз к появлению тупого звука.

Отметку верхней абсолютной тупости определить по нижнему краю пальца-плессиметра.

Границы относительной и абсолютной сердечной тупости сердца у детей разного возраста при проекции на переднюю стенку грудной клетки

Показатели

До 2-х годов

2-6 лет

7-12 лет

Абсолютная сердечная тупость

верхняя граница

ІІ межреберье

ІІІ ребро

ІІІ межреберье

правая граница

на левой стернальной

на левой стернальной

на левой стернальной

левая граница

на 1 см наружу от левой срединно-ключичной линии

на левой срединно-ключичной линии

на 1 см вовнутрь от левой срединно-ключичной линии

Поперечник сердца

2-3 см

4 см

5-5,5 см

Относительная сердечная тупость

верхняя граница

ІІ ребро

ІІ межреберье

верхний край ІІІ ребра

правая граница

на 2 см наружу от правой стернальной линии

на 1 см наружу от правой стернальной линии

на 0,5 см наружу от правой стернальной линии

левая граница

на 2 см наружу от левой срединно-ключичной линии

на 1 см наружу левой срединно-ключичной линии

на 0,5 см наружу или по левой срединно-ключичной линии

Поперечник сердца

6-9 см

8-12 см

9-14

               Измерение поперечника сердца

Измерять с помощью сантиметровой ленты расстояние от середины грудины к правой границеотносительной сердечной тупости у детей до 1,5 годового возраста – по ІІІ межреберью, у детей старшего возраста – по IV межреберью.

Измерять с помощью сантиметровой ленты расстояние от середины грудины к левой границе относительной сердечной тупости; для детей до 1,5 годов – по IV межреберью, для детей после 1,5 годов – по V межреберью.

Полученые результаты измерений прибавить.

 

Основные показатели, которые характеризуют функцию кровообращения

Ш частота сердечных сокращений (ЧСС)

Ш биоэлектрические и звуковые явления в сердце

Ш количество циркулирующей крови

Ш артериальное и венозное давление

Ш скорость кровотока

Ш ударный и минутный объем крови

Ш периферическое сопротивление.

 

Уход за детьми с поражением сердечно-сосудистой системы

При тяжелой сердечно-сосудистой патологии и при безотлагательных состояниях устанавливается суровый коечный режим. Все гигиенические мероприятия проводятся в постели: умывание, кормление, профилактика пролежней и тому подобное. Физиологичные оправления выполняются с помощью подкладных судов, мочеприемников. Дети находятся на функциональной кровати.

При условии средне- тяжелого протекания кардита, ревматизма ребенок сидит в постели; ест в постели из столика; физиологичные оправления осуществляются на горшке около кровати (палатный режим).

Полукоечный режим устанавливается в периоде неполной ремиссии кардитов; при врожденных пороках сердца в стадии компенсации. Ребенку позволяется днем сидеть на кровати, есть в столовой, физиологичные оправления осуществлять в туалете. Период ремиссии кардитов; вегето-сосудистой дистонии, врожденных пороков сердца в стадии компенсации является показаниями для назначения свободного режима с обеспечением своевременного питания, прогулок, лечения, санитарно-гигиенических мероприятий соответственно распорядку дня больницы.

Сон у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы должен длиться не менее 12 час. в сутки (ночной 10-12час., дневной -1-2 час.).

Помещение, в котором лечатся такие дети, нужно часто проветривать, кварцовать дважды на день, поддерживать температуру воздуха в границах 18-20°С.

Медицинскому персоналу нужно осуществлять контроль за состоянием больного, его аппетитом, физиологичными оправлениями, соблюдением ребенком двигательного режима. Ежедневно проводится измерение температуры тела, АД, частоты пульса, дыхания; количества выпитой жидкости (в т.ч. с едой) и диуреза, и регистрация их в медицинской документации.

Во время стационарного лечения стоит следить за соблюдением личной гигиены ребенка. Гигиеническую ванну больной ребенок должен принимать 1 раз в 5-7 дней; для тяжело больных следует обеспечить обтирание тела полотенцем, смоченным водой с уксусом 1 раз в 5-7 дней; смена нательного и постельного белья проводится 1 раз в 5-7 дней.

При необходимости тяжелые больные транспортируются на каталках, другие - в зависимости от возраста: дети первых двух годов жизни - на руках; старше- в сопровождении медицинского работника.

Питание. Целью лечебного питания является защита сердечно-сосудистой системы, укрепления сердечной мышцы, усиления выведения недоокислених продуктов обмена веществ и жидкостей. Количественно и качественно питание должно отвечать физиологичным потребностям ребенка. Количество витаминов нужно увеличить в 2-3 раза по сравнению с физиологичной нормой. В период обострения применяется химически и механически щадящая еда. Ограничивается хлорид натрия (при назначении глюкокортикоидов - полностью исключается). Питьевой режим определяется диурезом - ребенку дают жидкости на 300-500мл меньше, объема диуреза. Рекомендуются мясные блюда из нежирных сортов говядины, птицы, свинины; супы из круп, вегетарианские борщи; овощные и фруктовые салаты; рыбные блюда (паровые котлеты, фрикадельки); молоко и молочные продукты; сладкие блюда: желе, мусли, сырые, печеные, вареные фрукты; напитки: фруктовые и ягодные соки, настой шиповника, отвар изюма, кураги, чернослива. Из жиров следует применять масло, масло сливочное.

Недопустимое введение в рацион ребенка сенсибилизуючих продуктов: цитрусовых, шоколада, какао, кофе, наваристых бульонов, жареного мяса, сала, гусятины, утятины, острых и соленых блюд и закусок, консервов, копченостей, колбас, изделий из сдобного теста, свежего хлеба; специй.

Источник: http://intranet.tdmu.edu.ua/data/kafedra/internal/...


Атеросклероз сосудов головного мозга лечение форум