platieshop2013good.ru
Главная Диета при стенозе аорты

Лечение ангиопатии при диабете

Диагноз: боль в желудке и рвота


Читать дальше

Центр коррекции зрения 20 скидка

Увеличение груди орех мед лимон


Читать дальше

При приземлении самолета начала сильно болеть голова

Реклинатор грудного отдела позвоночника f-11 в челябинске


Читать дальше

Кто занимался изучением речи у детей с нарушением зрения


причины острых язв и эрозий желудка

Теоретическое обоснование

Автор статьи Дегтярь Юлия СергеевнаОдним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, Л.А. Кукуевым, и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. 

Развивая мелкую моторику у ребенка, и, тем самым, стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Ученые (Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Так, Г.Г. Галкина отмечает, что, если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь.

В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, О.С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев руку детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на некоторых занятиях без речевого сопровождения.

Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. С.П. Дуванова и Е.Ю. Тебелева указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.

Таким образом, многочисленными исследованиями доказано важное значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребенка, как устной, так и письменной.

Все изложенные выше теоретические положения нашли свое отражение в моей педагогической деятельности. Был обобщен педагогический опыт, доказывающий, что развитие речи дошкольников напрямую зависит от состояния мелкой (пальчиковой) моторики.

Целью педагогической деятельности явилась выработка и применение эффективных методов и упражнений, а также разработка методики развития речи и мышления средствами пальчиковой гимнастики.

Практическое подтверждение

Исследование было направлено на формирование мелкомоторной сферы с использованием средств пальчиковой гимнастики у детей дошкольного возраста с помощью разработанной авторской методики.

Инновационная значимость работы

Специально организованная педагогическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчиковой гимнастики, включающая специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики, будет способствовать:

  • снижению корреляции между недостатками речевого и моторного развития;
  • развитию тактильной чувствительности рук детей;
  • полноценному развитию речи при целесообразном сочетании игр и упражнений для тренировки пальцев с речью детей.

Новизна исследования заключается в том, что в работе представлены методические разработки и комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи дошкольников, представлены практические рекомендации для педагогов и родителей по решению обозначенной проблемы.

Фото 1. Пальчиковая гимнастика

Обследование состояло из двух блоков. Первый блок – обследование двигательных кистевых и пальцевых навыков (диагностическая методика Е. Анищенковой). Задачи первого блока: выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом; выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.

Тест 1. Манипуляции с предметом

Ребенка просят поймать мяч – те же действия, но с более большего расстояния.

Оценка в баллах:

  • Легко ловит мяч – 3 балла;
  • Ловит мяч не всегда, но движения правильные – 2 балла;
  • Пытается ловить мяч, но движения неловкие – 1 балл;
  • Отказывается ловить мяч – 0 баллов.

Тест 2. Манипуляции без предмета

Просят показать жестами: 1) ряд символических действий, а именно как: хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова, водят машину, посылают воздушный поцелуй; 2) ряд описательных действий: какой формы яблоко, арбуз, мяч какой формы огурец, палочка.; как показать, что человек высокий, низкий, худой и пр.

Оценка в баллах: принцип оценки тот же, что и в задании Поймать мяч.

Второй блок – обследование уровней сформированности речевых навыков (диагностическая методика Н.В. Серебрякова). Задачи второго блока: выявить уровни понимания и владения речью у дошкольников; выявить уровни владения различными средствами устной речи: грамматический строй, лексика; фонематический строй и т.д.

Данная методика была использована не полностью. Представлял интерес блок, касающийся непосредственно развития речи. Этот блок включает в себя задания на исследование импрессивной речи (пассивный словарь) – показать на картинках предметы, называемые педагогом, выполнить поручения по речевой инструкции; экспрессивной речи (активный словарь) – назвать предметы, картинки по темам, назвать, что делает мальчик, по картинкам назвать цвет, величину, вкус и другие качества предметов и грамматического строя речи – употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, согласование имен прилагательных с существительными, употребление предложно-падежных конструкций, употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оценивание проводилось по бальной системе от 0 до 1 балла. Максимальное количество баллов по методике составил 10 баллов, минимальное – 0 баллов.

Критерии оценки состояния развития речи:

  • общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь);
  • объем пассивного и активного словаря ребенка;
  • грамматический строй речи при наличии фразовой речи у детей первой младшей группы.

Фото 2. Игры с пальчиковыми куклами

На основании критериев оценки были выявлены четыре уровня развития речи:

1 уровень – отсутствие речи, очень низкий активный словарный запас (до 5 самостоятельно используемых слов в речи), на вопросы не отвечает;

2 уровень – развитие речи ниже среднего: лепетная речь, небольшое количество слов в активном словарном запасе, достаточный объем пассивного словаря, односложно отвечает на вопрос, чаще всего при ответе использует мимику и жесты, употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;

3 уровень – средний уровень развития речи ребенка: речь отдельными словами, недостаточный активный словарный запас, широкий пассивный словарный запас, употребляет имена существительных в единственном и множественном числе, испытывает затруднения при согласовании в роде существительные и прилагательные, понятно и связно отвечает на вопросы, ответ сопровождает мимикой и жестами;

4 уровень – выше среднего уровень развития речи характеризуется: наличием фразовой речи, достаточным объемом активного и пассивного словаря, правильным грамматическим строем речи – употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в единственном и множественном числе, согласует существительные и прилагательные.

Каждому уровню подбирались упражнения пальчиковой гимнастики. Были разработаны и апробированы комплексы пальчиковой гимнастики в условиях дошкольного учреждения, направленные на развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

По окончанию работы у детей наблюдалась скоординированность движений пальцев рук, согласованность действий и слов при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики, более развитая мелкая моторика кистей рук. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности регулярного и целенаправленного использования комплекса пальчиковой гимнастики в развитии речи.

Фото 3. Составление рассказов по играм с пальчиковыми куклами

Список литературы:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста // [Под ред. Л.С. Цветковой]. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.

2. Анищенкова, Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. Анищенкова. – М.: Феникс, 2009. – 255 с.

3. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина // В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. – М.: МГУ, 1974. – С. 128-139.

4. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить / Г.Г. Галкина. – М.: «Гном и Д», 2010. – 239 с.

5. Денисова, Л.Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. – 2009 / Л.Т. Денисова // Режим доступа: http://rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html

Автор: Дегтярь Юлия Сергеевна, воспитатель второй категории МБДОУ комбинированного вида № 18 «Лучик» г. Белгорода. Пед. стаж 3 г. Педагогические достижения: разработка серии упражнений на развитие мелкой моторики с использованием средств пальчиковой гимнастики.

Источник: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/m...


Как лечить бактерии в кишечнике хелериио пиллори