platieshop2013good.ru
Главная Паркурить в саратове

Глазные болезни хорионден что такое

Хорошее средство таблетки от изжоги


Читать дальше

Когда делать кардиограмму сердца покажет что ты курил

Может ли межреберная невралгия случиться резко ужасными болями


Читать дальше

Мастер класс осязание для детей с нарушением зрения


легкий рецепт пилинга для тела

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 III и IV вида»

 

 Программа

«Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 класса с нарушением зрения»

 

                                      

 Составитель:

учитель-тифлопедагог

Горбачева М.В.

 

  

г. Полысаево

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Пояснительная записка……………………………………… 3

2. Календарно-тематическое планирование (1 –8 класс) …8

3. Содержание программы………………………………………12

4. Основные требования к знаниям и умениям ……………15

4. Список литературы……………..………………………………17

5. Приложение 1……………………………………………………19

    Приложение 2…………………………………………………….21

    Приложение 3…………………………………………………….24

    Приложение 4…………………………………………………….25

 

 Рецензия 

на программу «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения»

Горбачевой Марины Валерьевны, тифлопедагога

Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 III, IVвида», г. Полысаево

 

В исследованиях офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов (М.И.Земцова, Л.А.Новикова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, А.И.Каплан, И.Г.Куман, С.Н.Федоров, Л.А. Новикова, Л.П.Григорьева, Л.И. Плаксина, Н.Н.Зислин, M. Tobin, N.Barrag и др.) доказано, что нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка с нарушением зрения, что существенно ограничивает естественную социализацию детей. В период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, они испытывают значительные затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания, у них может отмечаться низкий уровень развития осязания и зрительно-моторной координации, лежащие в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Такое положение вызвало необходимость создания комфортных условий пребывания в образовательной среде детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы. Оказание такой поддержки не только позволяет положительно воздействовать на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта, но и в значительной степени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.

Для решения указанных проблем Горбачевой Мариной Валерьевной разработана и представлена программа «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения». Данная программа представляет собой актуальность не только в теоретическом, но и практическом отношении проблему исследования, так как направлена на развитие у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Программа состоит из пояснительной записки, содержания, списка используемой литературы (32 источника) и приложения. Пояснительная записка раскрывает основные принципы построения программного материала, кратко обозначается содержание предмета (календарно-тематическое планирование по классам, учитывающее максимальную нагрузку), определяются его цели и задачи, а также предполагаемый прогноз. Содержание программы учитывает как общепедагогические, так и тифлопедагогические принципы планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения. Программа отвечает предъявляемым требованиям к обучению и практическому овладению данного курса, отражает современные тенденции в обучении и воспитании личности с нарушением зрения.

Достоинством программы является то, что автором сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по окончанию изучения программного материала, а также приложен практический материал, состоящий из комплекса упражнений, игр и коррекционных занятий по развитию осязания и ручной умелости детей младшего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.

Таким образом, данная программа представляет несомненный интерес для педагогов-дефектологов и может быть использована в работе с детьми в специальных (коррекционных) учреждениях III, IV вида.

 

Рецензенты:

к.п.н. (по тифлопедагогике), старший преподаватель

кафедры специальной педагогики, психологии

и теоретических основ обучения

факультет Дошкольной и коррекционной

педагогики и психологии

Кузбасской государственной педагогической академии В.В. Сазонова

 

 к.п.н., старший преподаватель

кафедры специальной педагогики, психологии

и теоретических основ обучения

факультет Дошкольной и коррекционной

педагогики и психологии

Кузбасской государственной педагогической академии  И.В. Лукьянченко

 

        Коррекционно-развивающее занятие                         

     «Развитие осязания и мелкой моторики»

 Процессы познавательной и трудовой деятельности лиц с ослабленным зрением протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов, а у слепых только при работе сохранных анализаторов. Это относится к осязанию и моторики, которые развиты недостаточно хорошо. Для этого требуется специально организованное обучение развитию осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих детей. В проблеме социальной реабилитации детей с нарушенным зрением важную роль играет компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач коррекции нарушенных форм познания окружающего мира  возникла необходимость создания системы компенсации и развития восприятия в процессе школьного обучения.

Необходимость создания коррекционно-развивающего пространства для развития осязания и мелкой моторики у слепых и слабовидящих детей обусловливается тем, что не у всех детей, поступающих в специализированные (коррекционные) школы, достаточно развита предметно-практическая деятельность, умения выполнять целенаправленные действия руками для развития у них ручной умелости.

Осязание – это необходимый компонент человеческой деятельности. При отсутствии зрения или глубоком его нарушении, осязание частично заменяет его в познавательной и контролирующей функции. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая. Незрячие и слабовидящие дети обладают хорошим осязанием. Задача учителя – помочь ребятам с помощью рук научиться познавать мир и развивать творческие способности.

Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно, представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Формы осязательного обследования осуществляются разными способами – одной рукой (мономануально) и двумя руками (бимануально).

Исходя из обоснования актуальности данной проблемы, была разработана программа «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения». Данная программа предназначена учащимся начальной и средней ступени обучения и рассчитана на 34 часа год - 1час в неделю (с 1 по 8 класс). Основной целью программы является – развитие мелкой моторики и навыков осязательного восприятия окружающего мира детей с нарушением зрения.

Основными задачами данной программы являются:

  • -мобилизация деятельности сохранных анализаторов;
  • -развитие представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов;
  • -обогащение опыта незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям;
  • -стимулирование  познавательных действий слабовидящих и незрячих детей в формировании приемов осязательного восприятия объектов;
  • -расширение знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • -развитие образности и точности мышления, умения обобщать мысли;
  • -совершенствование ручной умелости.

Программа включает два вида календарно-тематического планирования коррекционной деятельности:

            1. «Развитие осязания и мелкой моторики для детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» 1-4классы.

            2. «Развитие осязания и мелкой моторики для учащихся старших классов с нарушением зрения» 5-8классы.

Основной организационной формой обучения являются специальные коррекционные занятия, которые проводятся один раз в неделю в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме с учетом состояния зрения, уровня ручной умелости. Индивидуальное занятие проходит по 20 минут на одного ученика; подгрупповое – осуществляется дифференцированно по два и более ученика, в течение 40 минут. Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном малом кабинете.

Программа занятий условно разделена на три этапа. В программе дается точная  разбивка  на классы. Педагог планирует деятельность слепых и слабовидящих учащихся, опираясь на результаты диагностического обследования.

I этап работы  начинается в сентябре месяцев каждом классе и продолжается не более двух недель. В рамках этого этапа  необходимо провести психолого-педагогическую диагностику, направленную на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук. Выявить слепых и слабовидящих детей, нуждающихся в коррекционной помощи. По результатам диагностики составить индивидуальную карту стартовых возможностей учащихся со зрительной патологией, помогающую организовать индивидуальную работу и прогнозировать конечный результат.

II этап – непосредственное проведение коррекционных занятий со слепыми и слабовидящими учащимися, имеющими недостаточное развитие мелкой моторики. Продолжительность этого периода с  сентября по май месяц.

III этап - диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику развития слепых и слабовидящих учащихся и уточнить механизмы дальнейшей работы.

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические навыки, движения становятся плавными и ритмичными, исчезает тремор; развитие руки косвенно влияет на общее развитие слепого и слабовидящего ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность головного мозга.

Проведение коррекционных занятий по программе требует соблюдения следующих правил:

  • Слепой и слабовидящий ребенок самостоятельно  выбирает вид упражнения, предлагаемого учителем.
  • Учитель и слепой и слабовидящий учащиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.
  • Темп и скорость работы выбирают сами дети со зрительной депривацией.
  • В ходе занятий не следует торопить детей со зрительной патологией.
  • Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
  • В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя  дальнейшую работу.
  • Любое задание должно быть направлено на отработку одной задачи;  только после того как слепой и слабовидящий учащийся выполнит данное задание правильно, можно переходить к отработке следующего.
  • Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог представить, что и как ему выполнять.
  • При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.
  • Для работы на начальном этапе использовать тетради с крупной клеткой, высотой строки 8 мм. или нелинованные листы.
  • Работу проводить регулярно.
  • Занятия должны приносить слепому и слабовидящему ребенку радость.
  • Не допускать скуки и переутомления.

Каждое коррекционное занятие имеет свою структуру и состоит из трех этапов:

1. Подготовительный - самомассаж рук (2-4 мин.).

2. Основной - ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и моторику кистей и пальцев рук.

3. Заключительный – физминутка со снятием напряжения.

Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира, в процессе разных видов предметно-практической деятельности. К видам деятельности, способствующим развитию осязания, движений рук и ручной умелости, т.е. мелкой моторики относятся:

-         пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр;

-         работа с палочками (спичками);

-         графические упражнения, обучение элементам рисования воспроизведение рельефных изображений ;

-         работа с пластилином;

-         игры со шнурками, пуговицами;

-         работа с бумагой;

-         работа с тканью, нитью, различные виды плетения;

-         работа с природным материалом, сортировка мелких предметов;

-         работа по обследование предметов, восприятию рельефных изображений, чтение рельефных рисунков;

-         самомассаж рук;

-         игры с мозайкой;

-         конструирование.

 

 

Отзывы


Программа интересная, но хотелось бы подробнее: календарно-тематическое планирование, разработки коррекционных занятий, игры, упражнения.

Баева Татьяна Геннадьевна

учитель

Достоинство программы -основные требования к знаниям и умениям учащихся по окончанию изучения программного материала. Хотелось бы познакомиться с практическим материалом, а именно, с комплексом упражнений, игр и коррекционных занятий по развитию осязания и ручной умелости детей младшего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.

Заостровных Г.В.

учитель-дефектолог

Меня заинтересовала ваша программа, как логопеда. Ваша работа интересна с практической точки зрения. Спасибо.

Самородова Елена Владимировна

учитель-логопед

Источник: http://mart-school.ru/programma-razvitie-osyazaniy...


Отек миокарда при эхокардиографии